Шри Ауробиндо
САПТА ЧАТУШТАЙЯ
I. Самата Чатуштайя
Самата, Шанти, Сукха, Хасья (Атмапрасада)
Отрицающая Самата |
Утверждающая Самата |
Титикша |
Сама Раса — Ум и Интеллект |
Удасината |
Сама Бхога — Прана |
Нати |
Сама Ананда — Дух |
Самата означает
принимать всё одинаковым образом без малейшего волнения в любой части существа.
Волнение вызывается потерей гармонии [равновесия] из-за
нарушения взаимодействия между Чит-шакти во мне и Чит-шакти за
пределами моего существа. Боль, огорчение, неприязнь и т.д. это всего лишь
способ адхара сообщить нам о том, что он не переносит 10 разных
нарушений своего равновесия. Адхар не выносит как взаимодействия,
нарушающие его гармонию, так и усиливающие её, если они имеют слишком
интенсивный и длительный характер. Отвращение, страх, ужас, стыд и т.д.
являются попыткой отвергнуть неприятное взаимодействие и защитить себя.
Титикша означает
способность быть выносливым. Вы терпеливо выносите неприятное взаимодействие,
отступив от него назад [в ваше внутреннее существо], наблюдая за ним разумом и
обучая адхар переносить это.
Затем переходите к Удасинате. Удасина – это
способность занимать положение выше [неприятного]. Удасината – это
безразличие, Пуруша стоит над действиями и не обращает на них внимания.
Нати проявляется следующей. Это чувство покорности Воле
Бога, все прикосновения принимаются как Его прикосновения.
Сама Раса – мы должны иметь
спокойное, ровное переживание Расы, воспринимая все обстоятельства,
события, опыты, объекты и т.д. нашим умом и интеллектом.
Сама Бхога – (наслаждение), иметь спокойное, ровное наслаждение в Пране (жизненной силе), действующей во всех субъектах, событиях, опытах и т.д.
Сама Ананда – это радость Единства во всём и со всеми.
Сама Раса и Сама Бхога не могут быть устойчивыми до тех пор, пока у нас недостигнута Сама Ананда,
но трудно установиться Сама Ананде, пока разум и Прана не освоили Самату в Расе и Бхоге.
Результатом полной Саматы является совершенный Шанти;
с другой стороны, если есть хоть незначительное восприятие гнева, горя,
разочарования, депрессии и т.д. – это указание на то, что Самата не
является полной. Когда мы установим совершенный Шанти, мы достигнем
совершенного Сукхам. Шанти – это отрицание, состояние свободы
[отрицание] от беспокойств.
Сукхам – это
утверждение; это не просто свобода от гнева и боли, но и утверждение счастья во
всём адхаре.
Атмапрасада – это состояние просветлённости [свободы и
прозрачности], чистоты, удовольствия во всём Само, что и есть сущность Сукхам.
Когда появляется Сукхам – становится сильной Ананда,
наступает Хасья – состояние, утверждающее радость и бодрость, в котором
вся Жизнь и Вселенная воспринимаются как приятная и изумляющая игра.
II.Шакти Чатуштайя
Вирьям, Шакти, Дайви, Пракрити, Шраддха.
Вирьям — Чатурварна в гуне Брахмана, Кшатрия, Вайшьи, Шудры.
Брахмана: Дхаирьям, Джняналипса, Джнянапракаша, Брахмаварчасья.
Шакти – правильная гуна и правильное состояние активности или правильное состояние элементов, через
которые действует шакти во всех частях адхара. Чатурварна (четыре варны) в гунах может называться Вирья, что
означает качества и свойства четырёх Варн в проявлении и действии.
Совершенный человек имеет в себе все четыре, хотя одна обычно господствует и
придаёт свои отличительные черты всему остальному. Во-первых, человеку должно
иметь свойства Брахмана, человека знания. Ему необходимо иметь, прежде
всего, главные свойства Брамина, которыми считаются: спокойствие,
терпеливость, стойкость и внимательность; их все можно выразить одним словом – Дхаирьям.
Затем, ему должно иметь стремление к знанию, особенно Божественному Знанию, но
также все виды знания обо всех вещах, предметах с обязательной умственной
восприимчивостью и пытливостью. Это – Джняналипса (тяга к знанию). Брамин обладает не только жаждой знания, но также всеобщей ясностью ума и его
способностью – легко просвещаться идеями и постигать истину, т.е. Джнянапракашей.
У него также должна иметься духовная сила, происходящая от знания и чистоты,
т.е. Брахма-варчья.
Кшатрийя: Абхайя, Сахаша, Яшолипса, Атма Шакти
Здесь (совершенному человеку) необходимы также качества Кшатрийя,
качества человека действия или воина. Первое из них – храбрость, которая
существует в двух разновидностях. Первая – Абхайя (уверенность в себе)
или храбрость вне действия – никакой враг не
встревожит (обладающего Абхайей) и не заставит уклониться от опасности,
(обладающий Абхайей) готов к встрече с ними, готов к любым неудачам и
испытаниям. Другая – Сахасья или храбрость в действии – зовёт бесстрашно
вершить любые дела, как бы трудны или явно невозможны они были,
и завершать их, несмотря на все опасности, страдания, промахи, препятствия и
противодействия. Как следствие этих двух появятся две другие: во-первых,
стремление натуры настоятельно требовать сражения и победы, проявления силы и
триумфа, что называется Яшолипса (страсть к славе). И, наконец, должны
появиться несокрушимая уверенность-в-себе и высшее понимание могущества (силы,
власти), которое – одно во всём и в каждом, т.е. понимание Атма Шакти,
Силы Всевышнего или Атма Слагха.
Вайшья: Вьяйя, Каушала, Дана, Бхогалипса
Качества Вайшьи также необходимы для действия и
наслаждения. Первое (что необходимо), это готовность затрачивать труд, энергию,
материалы, инструменты и жизнь совершенно свободно, принимая риск великих
потерь, для того чтобы получить великий выигрыш. Такое
качество может быть названо Вьяйя. Но вместе с ним должно присутствовать практическое
знание способов, средств и их надлежащего применения для достижения цели, а
также понимание того, что может быть получено, а что нет с помощью части
средств, способов или частичных затрат. Должно присутствовать чувство меры,
порядка, практическое умение владеть и распоряжаться. Все это может быть
названо Каушала. Для освоения умения владеть, необходимы еще два
качества Вайшьи. Прежде всего, должна быть готовность отдавать не
меньше, чем получать и делиться с миром тем, что от него же и получаешь. В этом
сущность любви, как она обычно понимается. Такая готовность получать и отдавать
называется Дана. И, наконец, необходимо стремление к наслаждению или Бхогалипса.
Шудра: Кама, Према, Дасьялипса, Атмасамарпана
Качества Шудры не менее важны. Сущность Вайшьи состоит в умении распоряжаться (собственностью), настаивать на своём и
обмениваться. Сущность Шудры – в служении. Служение основывается на двух
мотивах; вначале – желание или кама, затем – любовь или према. В
совершенном человеке Кама принимает форму заботы о физическом
процветании мира и заботы о том, чтобы физическое ни в чем не нуждалось. Любовь Шудры не похожа на любовь Вайшьи, т.к. она не ищет выгоды. Она
руководствуется третьим качеством Шудры – желанием служить; в
совершенном человеке она превращается в желание служить Богу-во-всём. И
называется оно Дасьялипса. Полнота (завершённость) сущности Шудры в само-отдаче, отдавать всего себя, не требуя ничего взамен, т.е. Атмасамарпана (само-отдача себя Атману).
Сущность Брахмана – знание, Кшатрийя – сила
и храбрость, Вайшьи – умение и способность выполнять работы, Шудры – само-отдача и служение. Совершенное действующее лицо обладает всеми
(качествами), т.к. все они необходимы для совершенной работы.
Шакти
Шакти – руководящая
сила, с помощью которой все четыре части адхара (тело, Прана, Читта и Буддхи) поддерживаются в состоянии их высшего совершенства.
Совершенное состояние тела заключается в четырёх вещах: ощущение всеобщей
лёгкости (Лагхута), ощущение надёжности (телесной) основы и
силы (Махаттва), способности продолжать без перенапряжения или
отторжения выполнение работы любой интенсивности и длительности, способность
выдерживать силу любой величины и могущества, т.е. Дхаранасамартхьам.
Совершенное состояние Праны состоит в ощущении
полноты витальной силы (Пурната), во всеобщей ясности и жизнерадостности
(Прасанната), ровности во всех переживаниях, потрясениях и
взаимодействиях (Самата), в способности наслаждаться миром без страсти,
но также без истощения и пресыщения. Т.е. быть Бхогасамартхьям (Наслаждающимся).
Совершенное состояние Читты состоит в ощущении
богатства и радостности переживаний (Снигдхата), в изобилии этических
способностей и сил (Тейджас), в вере в милость и помощь Всевышнего и во
всеобщем ощущении мангалы (Кальяна Шраддха), в безграничной любви
ко всем существам и всему сущему. Т.е. быть Премасамартхьям (Влюблённым).
Совершенное состояние Буддхи заключено: во
всеобщей чистоте и просветлённости ментальных способностей (Вишуддхата и Пракаша); в богатстве, великом разнообразии и тонкости восприятий (Вичитра
Бодха); в способности ума получать и обучаться любому виду знания без
ощущения где бы ни было (в себе) ограниченности и немощи. Т.е. быть Джнянасамартхьям (Знающим).
Божественная Пракрити (Божественная Природа)
Это означает овладение четырьмя Шакти: Махешвари, Шакти могущества и мудрости; Махакали, Шакти силы и
стремительности; Махалакшми, Шакти красоты, любви и восторга; Махасарасвати, Шакти работ и знаний о физическом мире. Овладение этими Шакти приносит с собой осознание Божественной Власти (Могущества), всеобщее
сострадание, всепомощь миру и способность выполнить любую работу, которая
необходима природе.
Шраддха или Вера
- Вера во
Всевышнего – Руководящая Власть, Антарьями.
- Вера в Шакти – Исполнительная Власть.
III. Виджняна Чатуштайя
Джнянам
(Божественная мысль), Трикала Дришти, Ашта Сиддхи, Самадхи
Джнянам: Ментальная
активность состоит из восприятия объектов, размышления об объектах, вынесения
суждения (с помощью памяти и воображения) о том, является размышление верным
или нет.
Суждение – прямое восприятие Истины, которое может быть
или не быть обосновано с помощью размышления или других средств.
Воображение – это способность представлять разумом вещи
или истины, в настоящий момент не воспринимаемые или не установленные им,
видение других возможностей чем те, которые дает внешний опыт.
Память – это способность сохранять и воспроизводить
ментальные или чувственные впечатления (восприятия).
Суждение состоит из двух частей – умения различать
(различения) и прямого восприятия. В уме обе способности ненадёжны (им нельзя
доверять). В Виджняне имеется способность различения, названная Вивекой или Интуитивной Проницательностью, которая сразу видит, что истина, а что –
нет, настоящее различие между вещами и также их настоящее сходство и тождество,
а также, насколько эта истина достоверна и насколько её достоверность может
быть определена. Вивека не зависит от размышления. Она видит факты
прямо, а не с помощью инстинктов, она видит их в свете, воспринимая ясно,
уверенно и безошибочно.
Другая способность Виджняны называется Интуиция,
это тоже работа мышления, но без процесса, приводящего к заключению. Можно
выразиться, что заключение приходит, но не как заключение, выводимое из других
фактов, но как сам факт. Потом вокруг этого факта могут группироваться другие
факты не по принципу причины-следствия, а как родственные факты, которые
помогают сохранить истину.
Вдохновение называется Шрути или Слышание, т.к.
это не прямой взгляд на Истину, но появление Истины в разуме в виде внезапной
вспышки. Обычно эта Истина появляется как вибрация, несущая в себе Истину, но
иногда она появляется как готовое слово, которое открывая своё значение,
привносит новую истину в разум.
Четвёртая способность – Дришти или прямое видение.
Но не как интуиция, смотрящая на персону, предмет или стечение обстоятельств и
устанавливающая правду о них, но видение самой Истины, приходящее в форме ясной
мысли, независимой от всех обстоятельств, предметов и т.д.
Прежде всего, вы должны достичь того, чтобы Интуиция и
Проницательность взяли на себя управление обычной работой разума, поскольку они
одни среди способностей Виджняны в состоянии передавать все подробности
Истины. Или Дришти и Шрути будут искажены, потому что разум
попытается толковать их в зависимости от обстоятельств, – насколько
правильно или неправильно они были поняты человеческим умом. Даже Интуиция и
Проницательность будут сначала искажены действием разума, воображения,
неправильного суждения, неправильного воспоминания и т.д. Интуиция и
Проницательность должны продолжать работать и становиться сильнее и увереннее
до тех пор, пока они не очистят разум от других видов действия, и сами начнут
управлять всей работой. Как только они наберут Силу и Свет, другие две начнут
действовать сами. Когда эти четыре способности или часть их начнут применяться
к предметам мысли, идеям и знанию всецело, такое состояние будет
называться Джнянам или Божественное Мышление. Когда эти четыре
способности будут применяться к фактам и событиям
материального мира, результатом будет Трикала Дришти, что означает
прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание
будущего. Чтобы они работали правильно, не должно быть пристрастности или
личной заинтересованности в результате или представления о долге мыслить,
делать заключения, предполагать и т.д.
Ашта Сиддхи
Имеются две сиддхи знания, три власти и три бытия.
Все сиддхи уже есть в природе. Они есть и в вас. Только по причине
привычной ограниченности вы делаете их использование механическим и
ограниченным. Сломав эти ограниченности, вы станете сознательным и научитесь
правильно использовать его (сознание). Три сиддхи бытия есть сиддхи Сат или чистого существования. В материи Сат использует эти сиддхи в соответствии с определёнными законами, но в самом себе оно вольно
использовать их по своему выбору. Если вы достигнете частично и всецело этой
свободы, следовательно, вы будете иметь эти три сиддхи. Их называют: Махима,
включающую Гариму; вторая – Лагхима и третья – Анима.
Сат проявляется как Чит,
– чистое сознание, а Чит имеет два аспекта – Сознание и энергию, или
знание и власть (могущество). Сознание в одном физическом существе сообщается с
тем же самым сознанием в другом физическом существе с помощью определённых
способов, таких как речь, жесты, письмо и т.д. и неосознаваемой ментальной
коммуникации. Но эти ограничения – простые привычки (возможны и другие
способы), как например, у муравьёв – с помощью прикосновений, а не речи. Само в
себе сознание в состоянии соединить один разум с другим без физических средств,
поскольку оно сознательно и имеет волю. Две сиддхи, с помощью которых
это совершается, называются Вьяпти и Пракамья.
В то же время в сознании есть власть воздействовать на
другие сознательные существа или даже на предметы без помощи физических средств
или убеждения и принуждения. Великие люди, как известно, заставляют других
действовать с помощью своей воли – вид Магнетизма, также известно, что имеется
сила в их словах, действиях или даже в их безмолвной воле или простом
присутствии, которые обладают воздействием и подчиняют других. Обладать этими
сиддхи власти означает способность знать и точно использовать силу Чит.
Эти сиддхи называются Айшварья, Ишита, Вашита.
Этими могуществами можно полностью овладеть только, если мы избавились от
Эгоизма и отождествились с безличной Волей и безличным сознанием. Иногда их
добиваются с помощью механических способов, таких как Мантры, Крийи
Тантры (особые практики) и т.д.
Вьяпти – это, когда
мысли, ощущения и т.д. других лиц или разные знания о вещах вокруг нас
воспринимаются приходящими в разум от этих предметов или персон. Эта
способность называется – воспринимающим Вьяпти. Имеется также
способность коммуникативного Вьяпти, когда вы посылаете или помещаете
ваши мысли, ощущения и т.д. в кого-то другого.
Пракамаья – это, когда вы
смотрите ментально или физически на кого-либо или на что-либо и воспринимаете,
какие мысли, ощущения, факты находятся в этой персоне или предмете. Есть также
другой вид Пракамьи, который относится не к разуму, а к сенсорике
(ощущениям). Это способность воспринимать запахи, звуки, касания, вкус, света,
цвета и другие ощущения об объектах, которые либо совсем не воспринимаются
обычным человеком, либо находятся за гранью обычных ощущений.
Вашита – это, когда вы
концентрируете свою волю на персоне или предмете, чтобы управлять им.
Айшварья – это, когда вы
просто используете волю без какой-либо концентрации или цели управлять и вещи
происходят, а люди действуют в соответствии с этой волей.
Ишита – это, когда вы
не применяете волю, а просто имеете желание, потребность или ощущение, что
чему-то следует появиться, и эта вещь (приходит к вам) появляется перед вами
или происходит.
Махима – это (помогающая,
сопутствующая) сила преодоления трудностей, препятствий и т.д. в ментальной или
физической области. В физическом существе она проявляет себя, как
сверхнормальная сила не мускульного характера, и может даже развиться в
способность увеличивающую размеры и вес тела, и т.д.
Лагхима – это
способность, родственная лёгкости, т.е. свобода от всякого сжатия или тяжести в
ментальной, физической частях существа или его пране. С помощью Лагхимы можно избавиться от усталости, изнеможения и преодолеть силу тяжести. Это –
основа Уттхапаны.
Анима – это способность
освобождать атомы тонкой или грубой материи (Сукшма или Стхула)
от их обычных ограничений (связей). С помощью этой способности вы можете
избавиться от физического напряжения, боли или даже сделать тело лёгким настолько,
насколько это вам угодно. С помощью именно этой способности йоги в состоянии
сделать себя невидимыми, неуязвимыми или избавить тело от старения и смерти.
Самадхи
Самадхи означает
правильное сосредоточение сознания на отдельном
объекте или особых условиях. Обычно оно проявляется в таком состоянии сознания,
в котором разум оттянут от внешнего мира с помощью
сосредоточения всей энергии сознания на каком-либо отдельном объекте или
универсальном поле (чистом существовании). С помощью самадхи можно осознать
вещи этого мира, находящиеся за гранью обычного сознания, посетить другие миры
или другие планы существования. Можно также войти в те части нашего
собственного существования, которые или над, или ниже обычного сознания; обычно
их называют сверхсознательным или подсознательным. Самадхи может быть в
трёх состояниях – Джаграт или пробуждённое, Свапна или дремлющее, Сушупта или спящее.
Джаграт Самадхи – когда сознание пробуждено, мы способны сосредоточиться и стать сознающим вещи
за пределами нашего (обычного) Сознания. Это Самадхи может или принести
образы и переживания (опыты), наблюдаемые за пределами нашего собственного
тела, – либо, например, в физической атмосфере или внутри чьего-то “я”, обычно
это (Самадхи) происходит, когда глаза закрыты. Когда глаза закрыты иное,
чем физическое, проявляется, – оно называется Читтакаша или ментальный
эфир. Или то, в чем образы наблюдаются. Существует еще один вид эфира позади
этого (Читтакаши), он называется Чидакаша.
Свапна Самадхи – состояние, когда разум утратил внешнее осознание внешних событий и идет
внутрь себя. Там он имеет переживание в самом себе или наблюдает сцены и
события этого мира или других миров, которые могут принадлежать прошлому,
настоящему или будущему. Когда эти опыты остаются в памяти искажёнными,
перепутанными, извращёнными или остаются только их фрагменты, мы обычно
говорим, что видели сон. Это происходит, когда соответствующая часть разума не
функционирует в целом на физическом уровне сознания и только часть нервной
оболочки пробуждена. Но даже когда часть разума остаётся пробуждённой во сне,
она в состоянии сохранить точную запись истинных и действительно происходивших
событий. Это не сон, а внутренние видения. Часть разума вытягивается в
пространстве и времени или в другие миры. Другая часть находится “на часах”
(дежурит), чтобы получать внутренние опыты от первой и сообщать их физическому
сознанию.
Сушупта Самадхи,
третья стадия – это состояние, когда всё физическое сознание спит, по крайней
мере, та часть его, которая принадлежит пробуждённому (внешнему) “я”. Когда мы
находимся в глубоком сне, считается, что в нём ничего не происходит с нами, но
это – заблуждение. Сознание действует (активно) всё время. Просто из него не
доходит до физического разума никаких сообщений. В состоянии Сушупта Самадхи можно расширить (превзойти) пределы человеческого сознания и даже достичь
сверхсознательного уровня. Всё, чего мы не в состоянии достичь в пробуждённом
сознании, достижимо в нашем дремлющем-Я или спящем-Я. (Точнее, достижимо в той
части сознания, с которой у нас есть хоть какая-то связь во время сна или связь
с нашим внешним – Я полностью отсутствует во время сна).
Самадхи – это средство
расширения пределов нашего сознания. Мы в состоянии вступить во внутреннюю
пробуждённость на стадии свапна и достичь планов существования, которые
сейчас являются для нас стадией сушупта, привнести их на уровень стадии
свапна и даже со временем на уровень пробуждённого (внешнего) сознания.
В соответствии с
существующей классификацией имеется несколько видов Самадхи такие,
например, как Сатарка, в которой разум замкнут в себе на процессах
размышления, представления и оценки; или Савичара, в котором разум не
ведёт логических рассуждений, а только судит и воспринимает, и т.д. до Нирвикальпа Самадхи, в которой деятельность всех низших органов сознания
прекращается и остаётся только сверх-сознательное переживание Брахмана.
IV. Шарира Чатуштайя
Арогья, Уттхапана, Саундарья, Ананда
Арогья – состояние
сущностного здоровья. Имеются три стадии:
- Когда
человек здоров и это состояние нарушается только исключительными
причинами, – очень сильным напряжением, таким как непрерывное воздействие
холода или переутомления любого рода.
- Когда даже
исключительные причины или большое перенапряжение не нарушают здоровья; это
указывает, что имеется совершенная (полная) Арогья Шакти.
- Бессмертие
тела.
Уттхапана – состояние
отсутствия (не существования) повода для воздействия физических сил. Также
имеются три стадии:
- Когда
присутствует великая сила, лёгкость и тело полно витальной энергии; это указывает,
что тело полно Прана Шакти.
- Когда
отсутствует физическая усталость, нет истощения умственного или нервного центров.
- Когда на
вас не распространяется закон тяготения или другие физические законы.
Саундарья – состояние
физической красоты. Также включает в себя три стадии:
- Когда
красота тела находится в сочетании с мелодичным голосом и выраженным
очарованием во всём.
- Вечная
юность.
- Когда
черты лица и фигура могут быть изменены в форму совершенной красоты.
Ананда,
поступающая сюда, это Физическая Ананда или Камананда. Она
многообразна: телесная, чувственная и др.
V. Карма Чатуштайя
Кришна, Кали, Карма, Кама
Кришна – это Ишвара,
наслаждающийся миром.
Кали – это Шакти,
исполняющая Лилу для наслаждения Ишвары.
Карма – это
Божественное Действо.
Кама – это Божественное Наслаждение.
VI. Брахма Чатуштайя
Сарвам, Анантам, Джнанам, Анандам Брахма
Сарвам Брахма – когда мы постигаем единое в универсуме.
Анантам Брахма –
когда мы постигаем Безграничную Силу и Качество, играющее во всех формах.
Джнанам Брахма – когда мы постигаем сознание во всём, которое осознаёт всё.
Анандам Брахма – когда мы постигаем в этом сознании наслаждение от всего (всех вещей).
VII. Сиддхи Чатуштайя
Шуддхи, Мукти, Бхукти, Сиддхи
Шуддхи
- В каналах Праны – освобождает от Васаны или желаний, (в Пране) есть Асакти или привязанность, действие эмоции, например: “Я должен иметь это, я не
могу без этого”; (там есть) Камана или страсть, действие желания,
т.е. “Я хочу этого”; (в Пране есть) Рага-двеша или
предпочтение, действие разума, т.е. “Я предпочитаю это”. С другой стороны,
существуют не-привязанность, не-пристрастность или не-требовательность и
не-предпочтение. Мы также должны избавиться от этих вещей (т.е. избавиться
от двойственности). Когда мы осуществим эти три вещи, мы станем полной,
совершенной Саматой. Тогда у нас будет естественно совершенный Шанти,
т.е. совершенный Божественный Покой или совершенное Шуддха Бхога,
т.е. Божественное Наслаждение.
Шанти – это отрицающая (все беспокойства) Ананда и тот, кто
это имеет, тот – Ниргуна Брахман. Шуддха Бхога – это
утверждающая Ананда, и тот, кто имеет это, тот – Тригунатита
Ананта Брахман. Наслаждайтесь миром (вселенной), как Шуддха Бхога,
установив в себе Совершенный Шанти. Когда вы удовлетворяете свои
желания, вы обретаете беспокойства, опасения, лихорадку страстей или
(одним словом) ограничения, но Шуддха Бхога – спокоен,
весь-само-обладание, победа, неограниченность, без пресыщения и
отвращения, вечно блажен. Одной фразой – не Харша, не Сукха,
но – Ананда. Он – Амрита, Божественность и Вечность, он
становится одной природы с Богом. Нет Камы, но чистая Липса,
бесконечная готовность принимать и наслаждаться всем тем, что даст Бог.
- В области Читты – освобождение от всех санскар чувств (привычных чувств).
- Мысле-импульсы
поднимаются из Читты, как инстинкты, озарения, проницательность,
интуиция и т.д. Во время подъема их “окрашивают” (к ним примешиваются)
эмоции, их искажают ассоциации и фальсифицирует воображение, привлеченные
их подъемом. Бхакти, гениальность, поэтическое вдохновение – все
приходит из этого источника.
- Импульсы
чувств имеются двух видов: естественные или вечные, искусственные или Викарас.
Любовь, храбрость, сострадание – естественные и являются действием,
вызванным Джнянам (Знанием). Ненависть, страх, отвращение – Викарас и являются искажениями или ответными движениями, вызванными Аджнянам.
- Импульсы,
побуждающие к действию: (тот, кто) Шуддха Правритти – это
действие, не зависящее от эмоций. У Ашуддха Правритти действия
движимы двумя силами: желанием и эмоцией. Запрещать и отказывать с
помощью воли всем движениям или речи, которые, возникая слепо от страсти
или эмоций, появляются в сердце [на уровне солнечного сплетения – в
области сердечной чакры].
- В области Манаса – избавиться от привычных мыслей. Успокойте концептуальную активность Манаса и передайте в Буддхи, все, что воспринимает Манас (часть Пракамьи).
- Буддхи –
очистить от рассуждения, воображения, воспоминания, логического
умозаключения и заменить их божественными двойниками.
- Тело –
избавиться от телесной нечистоты, болезней и т.д. и достигнуть Бессмертия.
Мукти
- (освобождение)
от (следующих) Дуальностей или Двандвас:
- В Пране – Кшутпипаса, голод и жажда; Шитошна – тепло и холод,
удовольствие и боль в теле.
- В Читте – Прийаприйабодха – ощущение или чувства любви и ненависти; Мангаламангалабодха – осознание добра и зла, доброго и злого рока; Манапаманабодха –
чувство чести и позора.
- В Разуме
(т.е. Манасе и Буддхи) – Сатьясатья – знание истины
и лжи; Папапунья – знание добродетели и порока.
- От
Незнания и трёх гун:
- Саттва, там где Саттва – там просветлённость существа или Пракаши (свет), с
ней приходят сукха или счастье; Саттва – полна Пракаши.
Саттва в разуме – просветлённость ума; мы получаем знание.
Саттва в Читте – чистая любовь; мы постигаем любовь.
Саттва в теле – легкость, здоровье и т.д.
- Раджас –
сущность желания и действия; Раджас – полон Правритти (силы, побуждающей к действию). Результат Раджаса – все виды боли, Духкха или Ашанти, беспокойство, нарушения равновесия,
гнев.
- Тамас – Апракаша и Аправритти. Его результат – страх, бездействие, сонливость,
невежество.
Саттва должна быть заменена чистой Пракашей, Раджас –
чистым Правритти, Тамас – чистым Шамой. Тогда не будет
желаний и требования действовать, но только Божественный Импульс, который
действует через нас – это Чистая Правритти. Когда нет Божественного
Импульса, тогда – чистый Шама, Тапас или сила действия существа
остается, но действия нет. Как только Правритти в ипостаси Божественного
Импульса приходит и действует – вы действуете, тогда это чистый Пракаша в ипостаси Божественного Света, приносящий знание в сознание.
Когда мы во всей нашей сущности не заинтересованы, мы – Шама, мы
действуем только тогда, когда есть Божественное Побуждение, мы – Чистый Тапас.
Сохраняя разум всегда не привязанным к его собственным мыслям и деятельности,
ожидающим Свет сверху в состоянии максимально возможного покоя, мы получаем Пракашу.
- От Аханкары,
от неведения, что мы – действующее лицо и т.д. Как только мы говорим: “Мне
нравится это”, “Я не хочу того”, мы совершаем выбор и действие. Чтобы не
происходило с вами, вы должны принимать и наслаждаться. Сместить Аханкару или идею Ахам (идею Я) идеей, что вы – Ишвара.
Бхукти – это Восторг
бытия собственного существования, независимо от любого переживания и
пребывающего во всех переживаниях. Восторг имеет три формы:
- Расаграханам –
пребывание Расы в уме:
- через
телесные восприятия;
- от пищи;
- от окружающего;
- от
чувств;
- от идей
(мыслей).
- Бхога в Пране – это Бхога без Камы или наслаждение без желания.
- Ананда в Адхаре.
Камананда – Физическая Ананда,
например, Вишьяананда или удовольствие от переживаний.
Премананда – Восторг от переживаний, утверждающих Любовь (Читта).
Ахайтукананда – Восторг без всяких причин (Манас).
Чидгханананда – Ананда Читты в человеке (объекте), переполненном гунами (Виджняна).
Суддхананда – Ананда от переживания Красоты во всём (Ананда).
Чидананда – Ананда чистого сознания без гун (Чит-тапас).
Садананда – Ананда чистого бытия без объектов и переживаний (Сат).
Сиддхи пяти Чатуштай. Брахма, Карма, Шарира, Виджняна, Самата.
перевод Татьяны Рогачевой
|